Кому в детстве не читали сказки? У кого в детстве не было своей любимой
сказки? Кто в детстве не мечтал оказаться в тридевятом царстве? Конечно, всем
нам читали сказки. А теперь мы читаем сказки своим детям. А
зачем мы это делаем?
В большинстве случаев родители не
понимают, зачем они читают своим детям ту или иную сказку. А ведь сказки – это
очень мощный инструмент воспитания, проверенный тысячелетиями.
Сказки используются с давних времен. При помощи сказок наши предки
передавали молодым поколениям свои знания, традиции, верования. В сказках
отражен менталитет каждого народа. В них отражаются стереотипы поведения,
которые одобряются (положительные герои) или не одобряются (отрицательные
герои) социумом. В народных сказках, которые передаются из поколения в
поколения, есть столько подтекстов, столько символов, которые «записываются нам
на подкорку»… но сегодня не об этом.
Как
же воспитывать ребенка сказкой?
В пространстве сказки ребенок и взрослый становятся ближе друг к другу,
ведь они оба погружаются в этот волшебный мир, они настроены на одну волну,
вместе сопереживают главному герою.
И тут случается первое маленькое чудо сказки: исчезает барьер между
ребенком и взрослым, пропадает стена, разделяющая их миры. Взрослому нужно
ценить эти моменты абсолютно искреннего и теплого общения. Очень важно
прислушиваться к ребенку, ведь в сказке ребенок может открыть вам все свои
тайны.
Но и взрослый в этом сказочном
пространстве может вести за собой ребенка, придумывая сказку, которая будет
зеркальным отражением реальной ситуации из жизни. И ребенок пойдет за родителем
в этой сказке, ведь она найдет отклик в его сердце. Ведь если главный герой
сказки будет похож на ребенка и столкнется с теми же проблемами, с теми же
ситуациями, что и ребенок, то малыш будет сопереживать этому герою, он со
стороны сможет оценить его поведение, понять последствия его поступков. А после
того, как сказка закончится, ребенок сможет перенести тот опыт, который он
получил в сказке, на реальную жизнь и изменить свое поведение.
Как же воспитание сказкой работает на практике?
Чтобы
вам было проще понять механизм воспитания сказкой, приведем пример из практики:
В
одном городе жил-был самый обыкновенный мальчик Даня. Были у него мама и папа,
ходил он в садик. Даня очень не любил убирать игрушки. И однажды его мама
обратилась за помощью к доброй сказочнице, которая обитала в ту пору в
этом детском саду.
На следующий день сказочница пригласила Даню
к себе в гости поиграть. И рассказала ему сказку про маленького веселого
лисенка, который не любил убирать игрушки, и однажды все его игрушки обиделись
на него и убежали. Лисенок долго искал свои игрушки, а потом нашел и попросил у
них прощения. С тех пор лисенок всегда убирал игрушки.
Конечно, сказка была немного длиннее и
описывала все подробности, но сейчас наш сказ не об этом. Самое главное то, что
после такой игры в сказку Даня пришел домой и убрал все свои игрушки. И с тех пор
убирал их по своим местам всегда. А если он вдруг забывал это сделать, то его
мама просто напоминала ему, что случилось с тем замечательным лисенком.
Воспитание сказкой – самый
мягкий способ воспитания.
Ведь мы не воспитываем ребенка напрямую, мы всего лишь показываем ему
последствия его поведения через сказку, а ребенок сам делает выводы.
Сочинить сказки для своих детей может
каждый. Главное – вспомнить свое детство, свои
любимые сказки и отталкиваться от них. Вначале это трудно, «мозги скрипят»,
тяжело быстро придумать сказку. Но со временем, с опытом и тренировкой, вы
обязательно натренируете свою «сказочную мыщцу». Творите, выдумывайте,
пробуйте!
Комментариев нет:
Отправить комментарий