Как приучать детей к этикету?
Согласитесь,
приятно видеть как маленький малыш подаёт своей сверстнице руку, помогая
спуститься со ступеньки, или, усаживаясь за стол, берет вилку в левую руку и
лихо орудует столовым ножом… А бывает и
так, что становится стыдно за подростков, которые едут в транспорте и не
уступают место пенсионеру или женщине с ребёнком. Воспитание – сложный процесс,
а для родителей – это ежедневный кропотливый труд.
Этикет – это
определённые правила поведения, принятые в обществе воспитанных и
цивилизованных людей. Их история берет свое начало в XIV веке в Италии, а в
Россию они пришли на два века позже. В каждой стране приняты свои правила
поведения в обществе, и они могут сильно отличаться. При этом эти правила не
представляют собой свод законов, они нерегламентированны, просто это некое
соглашение между людьми о том, как себя вести. Этикет бывает разных
направлений: деловой, столовый, светский и пр., но чётких границ нет.
Столовый этикет для детей нужно
начинать прививать с того времени, как ребенок научится самостоятельно держать
ложку и сидеть за общим столом. Начинать нужно с простых и понятных правил:
• Вымыть руки и лицо перед едой.
• За столом вести себя тихо, и не разговаривать
• Чистота на столе и красивая сервировка
• После еды не забывать говорить «спасибо»
Между шестью и семью годами ребенок
должен уметь пользоваться ножом, разрезать мясо, держа нож в правой руке, а
вилку в левой, знать, что есть с ножа нельзя. Он способен уже усвоить и более
сложные вещи, а именно:
• что рыбу, котлеты, голубцы, яичницу (без ветчины) едят вилкой, без
помощи ножа,
• хлеб берут с общего блюда руками себе на тарелку и едят, отламывая
кусочками,
• курицу, гуся и другую птицу можно есть, взяв за
косточку,
• жаркое едят, отрезая от целого куска, не разрезая предварительно
весь кусок на части; вилку при этом держат в левой руке, а нож в правой,
• фруктовые компоты дети едят чайными ложками, косточку изо рта
беззвучно сплевывают в ложечку поднося ее к губам,
• чай наливают в стакан или чашку неполно, сахар мешают ложечкой
нешумно и небыстро, перед питьем ложечку вынимают и кладут на блюдце.
Существует много
правил поведения за столом, но их легко запомнить с помощью игровых приемов. Например,
можно поиграть с ребёнком в игру «Закончи фразу»:
- Ты всегда перед едой, руки … чисто с мылом мой!
- Если сели вы за стол – не стучи … ногой об пол! (рукой об
стол)
- Ты ногами не болтай и соседей не … толкай!
- Аккуратен будь везде, а особенно …. в еде!
- Есть и пить надо – …
беззвучно, аккуратно.
- Вежливым ты должен быть и …спасибо говорить.
- Не забудь салфеткой …. губы вытирать.
- Локти на стол …. не ставим.
- Если нож в … руке, вилка в …. руке.
- Если ложка в …. руке, то …. рукой придерживаем …
- Если во рту пища …. не разговаривают.
Обобщая все
вышесказанное, стоит отметить, что обучение ребёнка правилам этикета является
образовательным процессом, т.е. предполагает формирование знаний, умений и
навыков. На первом этапе ребёнку предоставляется теоретическая информация, о
том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, причем, часть информации
является актуальной в настоящее время, другая часть обязательно потребуется
ребенку в будущем, а часть – может не потребоваться никогда, но дополнительная
осведомленность не повредит. Далее следует практическая часть (формирование
умений): ему показывают, а он повторяет,
как правильно пользоваться столовыми приборами, как правильно сидеть, как правильно
ходить, одеваться и т.п. Под этим
подразумевается, что обучение этикету не должно ограничиваться только временем
занятий с ним. Необходимо в повседневной жизни сначала довольно часто, потом –
реже, напоминать и подсказывать ребенку, как себя вести в той или иной
ситуации, а иногда и требовать соответствующего поведения, до того момента,
пока модели поведения не закрепятся на подсознательном уровне.
И напоследок
самое важное: если хотите, чтобы процесс обучения ребенка правилам этикета был эффективным,
начните с себя, следите за своей речью и своим поведением, т.к. все уроки могут оказаться бесполезными, если
ребенок становиться свидетелем того, что его родители сами не следуют
соответствующим правилам поведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий